Замок зажигания автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А

Замок зажигания (включатель) служит для включения и выключения тока в первичной цепи катушки зажигания и других приборов. С замка зажигания взято питание на контрольные приборы, мотор стеклоочистителя и мотор вентилятора обдува ветрового стекла. Установлен замок на панели приборов и крепится специальной гайкой 12.

Рис. 167. Замок зажигания ГАЗ-69: 1 - клемма, 2 - изолятор, 3 - контактная пластина, 4 - пружина, 5 - ось, 6 - поводок контакта, 7 - пластина поводка, 8 - цилиндр запорный, 9 - корпус, 10 - пружина стопорная, 11 - ключ, 12 - гайка крепления.

Установка зажигания автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А.

Установка зажигания производится по меткам на маховике. Для определения в. м. т. служит стальной шарик, запрессованный в обод маховика. Кроме того, на маховике нанесена белая предупредительная черта и по обе стороны от в. м. т. сделаны риски. Эти риски (метки) можно видеть через люк в картере маховика, расположенный у стартера. Размыкание тока прерывателя при установке зажигания должно происходить в момент, когда поршень в первом цилиндре при ходе сжатия не дойдет на 4° до в. м. т. (при замере по маховику). Соответственно против клеммы провода первого цилиндра (в крышке распределителя) должен быть расположен ротор. Установка зажигания двигателя автомобиля должна быть сделана с большой точностью, так как даже при небольших ошибках в установке резко возрастает расход топлива, а мощность двигателя уменьшается. Кроме того, могут иметь место случаи пробоя прокладки головки блока, прогорание клапанов и т. п. явления, вызываемые детонацией.

Порядок операций при установке зажигания следующий:

1. Снять крышку распределителя и проверить величину зазора между контактами прерывателя (в случае необходимости, отрегулировать зазор, как указано в разделе „Регулировка зазора между контактами прерывателя"). Установить распределитель, если он был снят. При этом хвостовик валика должен войти в паз валика масляного насоса. Завернуть винт крепления распределителя к блоку двигателя.

2. Вынуть крышку лючка на верхней части картера маховика около стартера.

3. Вынуть свечу первого цилиндра.

4. Закрыв пальцем отверстие свечи первого цилиндра, повернуть коленчатый вал двигателя за заводную рукоятку до начала выхода воздуха из-под пальца. Это произойдет в начале хода сжатия в первом цилиндре двигателя.

5. Убедившись, что сжатие началось, осторожно проворачивать коленчатый вал двигателя до совпадения риски на маховике, обозначенной цифрой 4, со стрелкой на картере сцепления (рис. 168).

Рис. 168.

6. Разъединить трубку вакуумного регулятора.

7. Снять крышку распределителя и убедиться в том, что ротор стоит против внутреннего ее контакта, соединенного с проводом, идущим к свече первого цилиндра.

8. Гайками 19 (рис. 165) плавной настройки установить шкалу октан-корректора на нулевое деление.

Рис. 165. Распределитель зажигания ГАЗ-69: 1 - конденсатор, 2 - верхняя пластина октан-корректора, 3 - нижняя пластина октан-корректора, 4 - крышка распределителя, 5 - ротор, 6 - панель прерывателя, 7 - опорная пластина, 8 - болт крепления верхней пластины октан-корректора к корпусу распределителя, 9 - вал промежуточный, 10 - трубка от карбюратора к вакуумному регулятору, 11 - пружина диафрагмы вакуумного регулятора, 12 - диафрагма вакуумного регулятора, 13 - стопорный винт стойки прерывателя, 14 - пружина рычажка, 15 - рычажок прерывателя. 16 - регулировочный эксцентриковый винт стойки, 17 - кулачок прерывателя, 18 - тяга диафрагмы вакуумного регулятора, 19 - гайки октан-корректора, 20 - фетровая щетка. 21 - пружина центробежного автомата опережения, 22 - грузик центробежного автомата, 23 - пластина центробежного автомата, 24 - колпачковая масленка, 25 - винт крепления нижней пластины октан-корректора к блоку, 26 - стяжная заклепка пластин октан-корректора, 27 - пружина стяжной заклепки, 28 - провод от клеммы низкого напряжения катушки зажигания.

9. Ослабить винт крепления и повернуть слегка корпус распределителя по часовой стрелке, чтобы контакты прерывателя замкнулись.

10. Отсоединить конец провода подкапотной лампы от клеммы „Б" реле-регулятора и присоединить его к клемме „Р" низкого напряжения, находящейся снизу катушки зажигания. Включить выключатель подкапотной лампы. Включить зажигание и осторожно поворачивать корпус распределителя против часовой стрелки до загорания лампочки. Остановить вращение распределителя нужно точно в момент вспыхивания лампочки. Если это не удалось, операцию нужно повторить, повернув корпус распределителя в исходное положение.

11. Удерживая корпус распределителя от проворачивания, затянуть винт, поставить крышку и центральный провод на место.

12. Проверить правильность присоединения проводов от свечей, начиная с первого цилиндра. Провода должны быть присоединены в порядке I, II, III, IV, считая по часовой стрелке (рис. 169).

Рис. 169.

После каждой установки зажигания и после регулировки зазора в прерывателе нужно проверить точность установки зажигания, прослушивая работу двигателя при движении автомобиля. Доводку установки зажигания надо делать октан-корректором, не ослабляя винта крепления к блоку. Для этого достаточно вращать гайки, отвертывая одну и завертывая другую. Перемещение стрелки на одно деление шкалы октан-корректора соответствует изменению установки зажигания на 2°, считая по коленчатому валу. При повороте корпуса распределителя по часовой стрелке установка зажигания будет поздней, против часовой стрелки - более ранней.

Проверку работы двигателя при окончательной доводке установки зажигания нужно производить следующим образом: прогреть двигатель до температуры 70 - 80° С и, двигаясь на прямой передаче по ровной дороге со скоростью 25 - 30 км/час, дать машине разгон, резко нажав до отказа на педаль дросселя. Если при этом будет наблюдаться незначительная и кратковременная детонация (ошибочно называемая водителями „стуком пальцев"), то установка момента зажигания сделана правильно. При сильной детонации следует повернуть корпус распределителя на одно деление шкалы октан-корректора по часовой стрелке. При полном отсутствии детонации повернуть корпус распределителя против часовой стрелки также на одно деление. Если необходимо, то следует произвести снова проверку установки зажигания.

Всегда следует работать с установкой зажигания, дающей при большой нагрузке двигателя лишь легкую и быстро исчезающую детонацию. При слишком раннем зажигании, когда слышна сильная детонация, может быть пробита прокладка головки блока и могут прогореть клапаны и поршни. При слишком позднем зажигании резко растет расход топлива и ощущается потеря приемистости. Двигатель перегревается, в особенности выхлопной коллектор. Если с двигателя был снят масляный насос, то перед установкой его на место также следует снять распределитель. Затем, руководствуясь разделом „Система смазки", установить масляный насос на место. После этого установить распределитель и зажигание. Следует строго придерживаться порядка установки масляного насоса, так как при неправильной установке его невозможно правильно установить зажигание.

Похожие страницы