Устройство и работа синхронизатора автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А

Включение второй и третьей передач осуществляется при помощи синхронизатора, который позволяет включать передачу только после того, как выравнены скорости вращения вторичного вала и шестерни включаемой передачи, благодаря чему включение передач, происходит бесшумно. Устройство синхронизатора показано на рис 68. В ступице 10, сидящей на шлицах вторичного вала, имеются три паза, в которых помещаются ползуны 2.

Рис. 68. Синхронизатор ГАЗ-69: 1 - шестерня первичного вала, 2 - ползун, 3 - вилка, 4 - шарик, 5 - пружина, 6 - шестерня второй передачи, 7 - упорное кольцо, 8 - венец, 9 - муфта, 10 - ступица синхронизатора, 11 - блокирующее кольцо.

Шарики 4, находящиеся в отверстиях ползунов, при помощи пружин 5 прижимаются к полукруглой канавке на внутренней поверхности муфты 9.
На конусах первичного вала и шестерни второй передачи сидят блокировочные бронзовые кольца 11. Трение между конусами колец и шестерен и обеспечивает выравнивание (синхронизацию) скоростей вращения включаемых элементов. На внутренних конусах колец сделана мелкая (шаг 0,6 мм) винтовая нарезка для того, чтобы разрывать масляную пленку и создавать наибольшее трение между поверхностями конусов при работе синхронизатора.
Так как ползуны 2, находящиеся в пазах ступицы 10, своими концами входят в прорези колец 11, последние всегда вращаются вместе со ступицей 10.
Кольца 11 могут поворачиваться относительно ступицы на величину зазора между ползунами и пазами в кольцах (зазор равен приблизительно половине шага зубьев венцов включения передач 8).
Действие синхронизатора состоит из двух этапов: при включении передачи муфта 9 через шарики 4 перемещает ползуны 2, которые своими торцами прижимают блокировочное кольцо 11 к конусу первичного вала или шестерни второй передачи. Вследствие трения, возникшего между конусами, блокировочное кольцо несколько поворачивается (в пределах зазора между прорезью кольца и ползуном) - завершается первый этап синхронизации. При дальнейшем движении муфты 2 скосы зубьев ее воздействуют на скосы блокировочного кольца, трение между конусами увеличивается, зубья муфты входят в зацепление с зубьями блокировочного кольца - завершается второй этап синхронизации, происходит полное выравнивание скоростей вращения включаемой передачи и муфты 9. При дальнейшем перемещении зубья муфты плавно и без ударов входят в зацепление с зубьями венца первичного вала или шестерни второй передачи.

Синхронизатор позволяет производить бесшумное переключение только при плавном, без рывков передвижении рычага переключения. Слишком быстрое переключение, особенно с прямой передачи на вторую, может повредить механизм синхронизатора.

В эксплуатации автомобиля, после значительного пробега, иногда может появиться неисправность в работе синхронизатора - шум при переключении передач, если даже водитель правильно пользуется рычагом переключения. Чаще всего это указывает на то, что резьба на конических поверхностях блокировочных колец 11 износилась, зазор между торцами кольца и венца шестерни исчез (на рис. 68 показан зазор в 1 мм в новой коробке передач) и трение между конусами при переключении муфты 9 отсутствует. Вследствие этого и прекратилось действие синхронизатора. Для проверки необходимо снять боковую крышку коробки и щупом проверить зазор, для чего блокировочное кольцо следует муфтой прижать к конусу шестерни.

Если зазор окажется меньше 0,2 - 0,3 мм, блокировочные кольца должны быть заменены новыми. При этом необходимо иметь в виду, что на автозаводе блокировочные кольца спариваются и притираются с конусами шестерен; на сборку коробок, а также в запасные части кольца и шестерни поступают комплектно.

Поэтому для устранения описанной неисправности синхронизатора может оказаться необходимым сменить вместе с кольцами и шестерни.

Похожие страницы