Устройство центрального тормоза автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А

Устройство центрального тормоза и его привод показаны на рис. 104 и 105. Щит тормоза 12 прикреплен четырьмя болтами 24 к задней крышке ведомого вала раздаточной коробки 27. В верхней части щита двумя болтами к нему крепится корпус разжимного механизма 8. В отверстия корпуса вставлены толкатели 9, в наружные пазы которых входят верхние концы колодок 6 и 14.

Рис. 104. Центральный тормоз ГАЗ-69: 1 - плавающий регулировочный клин, 2 - плавающий палец, 3 - корпус регулировочного винта, 4 - регулировочный винт, 5 - оттяжные пружины первичной колодки (красный цвет), 6 - первичная колодка, 7 - разжимной стержень, 8 - корпус разжимного механизма, 9 - толкатель, 10 - разжимные шарики, 11 - пружина, прижимающая колодку тормоза к щиту, 12 - щит, 13 - оттяжные пружины вторичной колодки (черный цвет), 14 - вторичная колодка.

Нижние концы колодок входят в пазы плавающих пальцев 2. На внутренних торцах толкателей расположены под углом к оси цилиндрические выемки, по которым перемещаются шарики 10. Во время торможения рычаг центрального тормоза 17, укрепленный на коробке передач, с помощью троса 18 и его наконечника 20, ввернутого в корпус шариков 8, передвигает его вдоль оси, и шарики через толкатели раздвигают колодки, прижимая их к тормозному барабану. При этом тормозное усилие увлекает первичную колодку 6 тормоза и заставляет ее перемещаться по направлению вращения барабана. Это перемещение передается на вторичную колодку 14 через пальцы 2 и плавающий регулировочный клин 1. Оттяжные пружины 5 первичной колодки 6 более слабые, чем пружины 13 вторичной колодки. Поэтому в действие вступает вначале первичная, а затем вторичная колодка. Слабые пружины окрашены в красный цвет, сильные - в черный цвет. В нижней части щита двумя болтами привернут корпус 3 регулировочного винта 4, с помощью которого регулируется зазор между колодками и тормозным барабаном. Колодки своими ребрами с помощью пружины 11 прижимаются к щиту тормоза. Тормозной барабан 25 центрируется на буртике фланца кардана 26 и прикручивается к нему двумя установочными винтами 23. Соединение обоих фланцев кардана и барабана осуществляется четырьмя болтами. В действие центральный тормоз приводится рычагом 17. Защелка рычага 15 фиксируется зубчатым сектором 16, укрепленным на коробке передач. Центральный тормоз предназначен для затормаживания автомобиля на стоянках и в случае внезапного выхода из строя ножных тормозов. Не следует пользоваться им взамен ножных тормозов, так как при резком торможении этим тормозом могут произойти поломки деталей силовой передачи, да и сам тормоз при этом будет сильно перегружен. Особенно не рекомендуется пользоваться центральным тормозом при движении по скользкой дороге вследствие того, что это может привести к заносу автомобиля.

Рис. 105. Привод центрального тормоза ГАЗ-69: 5 - защелка рычага, 16 - зубчатый сектор, 17 - рычаг, 18 - трос, 19 - ролик, 20 - наконечник троса, 21 - защитный кожух, 22 - гайка и контргайка, 23 - установочный винт, 24 - болт крепления щита, 25 - тормозной барабан, 26 - фланец, 27 - крышка раздаточной коробки.

Похожие страницы