Указатель температуры воды автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А

Указатель температуры служит для контроля температуры воды в головке блока цилиндров двигателя в пределах от +40° до 100° С. Указатель температуры импульсный, электротеплового типа и состоит из приемника, расположенного на щитке приборов и датчика типа ТМ2, установленного в головке цилиндров.

Рис. 185. Схема устройства указателя температуры воды ГАЗ-69: 1 - подвижной контакт, 2 - обмотка датчика, 3 - биметаллическая пластинка, 4 - головка блока цилиндров, 5 - контактная пластина, 6 - контактный винт, 7 - дополнительное сопротивление, 8 - стрелка приемника, 9 - обмотка приемника, 10 - биметаллическая пластинка, 11 - замок зажигания, 12 - аккумуляторная батарея, 13 - изолятор, 14 - корпус датчика, 15 - неподвижный контакт.

Схематически конструкция указателя температуры показана на рис. 185. Главной деталью приемника является биметаллическая П-образная плоская пружина 10, на которой намотана обмотка из проволоки высокого сопротивления 9. Один конец пружины прикреплен к корпусу приемника, другой связан со стрелкой 8. Концы обмотки выведены клеммами на корпус приемника.

Датчик представляет собой герметичный баллон с наружной резьбой. Внутри баллона имеется также биметаллическая пружина с обмоткой. Обмотка приемника и датчика соединены последовательно в цепь.

Активный слой биметаллической пружины датчика расположен так, что при нагреве пружины электрическим током, проходящим по обмоткам, она поднимается вверх и разрывает цепь. Охлажденная пружина возвращается в первоначальное положение и замыкает электрическую цепь. Процесс размыкания и замыкания электрической цепи многократно повторяется, и в цепи устанавливается определенный режим импульсов тока. При повышении температуры воды в головке блока биметаллическая пружина остывает более длительное время, чем при низкой температуре. Следовательно, число импульсов с повышением температуры за единицу времени уменьшается, а следовательно, уменьшится и величина тока в цепи обмоток. С понижением температуры число импульсов тока за единицу времени увеличится и ток в цепи обмоток увеличится. Изменение величины тока вызывает различный нагрев биметаллической пружины в приемнике, и она, изгибаясь от нагрева, устанавливает стрелку в определенном положении. Указатель температуры воды работает только при включенном зажигании. При выключенном зажигании стрелка указателя температуры устанавливается несколько правее деления 100°. В связи с тем, что приемник и датчик указателя температуры рассчитаны на работу в цепи с напряжением в 6 вольт, для их нормальной работы в цепи с напряжением в 12 вольт включено добавочное сопротивление, которое установлено рядом с приемником или в приемнике.

Указатель температуры воды не требует никакого ухода. Ремонт приемника и датчика в эксплуатационных условиях невозможен. Поэтому в случае выхода прибора из строя следует проверить только электрические соединения, целость предохранителя и исправность проводки и, если они в порядке, сменить приемник или датчик.

Исправность указателя температуры воды может быть проверена сравнением показаний прибора и ртутного термометра. Для этого следует вывернуть датчик прибора, удлинить с помощью дополнительного отрезка его провод, соединить корпус прибора отдельным отрезком провода с клеммой „М" (масса) генератора и погрузить датчик и ртутный термометр в банку с кипятком, расположив их ближе к ее центру (вдали от стенок). Клемму при этом погружать в кипяток не следует. Затем сравнить показания приборов и ртутного термометра, доведя постепенно температуру воды в банке до требуемой величины доливкой холодной воды. Погрешность в показаниях прибора при 100° на 4° С, при 80° на 5° С и при 40° С на 10° С является допустимой.

Если погрешность прибора выше указанных пределов, то необходимо сменить датчик в том случае, когда проверка его с приемником другого автомобиля (таким же способом, как указано выше) подтвердит его неисправность. Если неисправность датчика при этом не подтвердится, то следует сменить приемник.

При проведении ремонта электропроводки или смене приборов (приемника и датчика) нельзя допускать замыкания их клемм. Даже непродолжительное замыкание приводит к потере прибором регулировки, а более продолжительное (5 - 8 минут) может привести к сгоранию обмотки. Необходимо постоянно следить за температурой и уровнем воды. Запуск и прогрев двигателя при отсутствии воды в радиаторе, применяемый некоторыми водителями в зимнее время, вызывают выход из строя датчика температуры воды.

Похожие страницы