Уход за двигателем автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А

1. Гайки крепления головки цилиндров двигателя следует подтягивать после обкатки автомобиля и через тысячу километров после каждого снятия головки. Подтяжка должна производиться в последовательности, указанной на фиг. 11. Подтяжку следует делать только ключом, придаваемым к автомобилю, без рывков, усилием одной руки, на холодном двигателе. Слишком сильная подтяжка может вызвать обрыв шпилек.

2. Следует производить очистку двигателя от нагара, который образуется в головках цилиндров и на днищах поршней. При исправном, неизношенном двигателе, при наличии высококачественных бензина и масла и при соблюдении надлежащего теплового режима (80 - 90°С) нагар бывает мал. Кроме того, при длительной загородной езде на большие расстояния с повышенной скоростью ранее образовавшийся нагар выгорает - и головка самоочищается.
При износе двигателя, особенно поршневых колец, в цилиндры двигателя попадает много масла и образуется толстый слой нагара. Наличие нагара определяют по следующим особенностям работы двигателя: усиление детонации, перегрев, падение мощности двигателя, рост расхода бензина и масла.
Для очистки двигателя от нагара следует снимать головку цилиндров. Если двигатель работал на этилированном бензине, то нагар перед соскабливанием нужно смачивать керосином.
3. Через 35 - 40 тыс. км пробега двигатель обычно нуждается в смене поршневых колец и шатунных вкладышей. При износе поршневых колец двигатель теряет мощность, увеличивается расход масла, уменьшается компрессия, растет выход газов через вентиляцию картера, происходит загрязнение карбюратора смолистыми отложениями.
При смене колец необходимо очистить от нагара канавки поршня и отверстия в канавках для маслосъемных колец.
Шатунные вкладыши необходимо менять не потому, что они уже износились, а из-за попадания в них большого количества твердых частичек, быстро изнашивающих шейки коленчатого вала. Шатунные вкладыши следует заменять на стандартные или уменьшенные на 0,05 мм, в зависимости от износа шеек.
4. Проверка и регулировка зазора между клапанами и толкателями производится в следующем порядке:
а) поднять передний мост домкратом, поставить на подставку, снять правое переднее колесо и брызговик;
б) снять крышки клапанной коробки;
в) повернуть коленчатый вал в положение, при котором выпускной клапан первого цилиндра (первый клапан, считая от переднего торца блока) полностью открыт, а затем повернуть коленчатый вал еще на пол-оборота;
г) проверить щупом зазоры впускных клапанов второго и четвертого цилиндров (третий и седьмой клапаны, считая от переднего торца блока) и выпускных клапанов третьего и четвертого цилиндров (пятый и восьмой клапаны). Зазоры на холодном двигателе должны быть у впускных клапанов 0,23, выпускных - 0,28 мм;
д) если зазоры неправильные, то, удерживая толкатель ключом за имеющуюся на нем лыску, ослабить контргайку и, вращая регулировочный винт, установить необходимый зазор. После регулировки контргайку затянуть и снова проверить зазор;
е) повернуть коленчатый вал на один полный оборот и, если необходимо, отрегулировать зазоры у впускных клапанов первого и третьего цилиндров (второй и шестой клапаны), выпускных клапанов первого и второго цилиндров (первый и четвертый клапаны).
При регулировке ни в коем случае не следует уменьшать зазоры против указанных выше. Уменьшение зазоров может вызвать неплотную посадку клапанов на седле и их прогорание. Небольшое увеличение зазоров вызывает стуки в клапанном механизме, но они не опасны для двигателя.
5. Не следует без необходимости производить разборку двигателя, так как это нарушает посадку приработанных деталей.

Похожие страницы