Регулировка подшипников передних и задних колес автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А

В эксплуатации автомобиля необходимо периодически производить регулировку подшипников передних и задних колес. При этом следует обращать особое внимание на качество регулировки. При слишком тугой затяжке подшипники сильно греются, смазка расплавляется и вытекает. Отсутствие смазки в чрезмерно затянутых подшипниках приводит их к „сгоранию" и преждевременному выходу их из строя.

При слишком слабой затяжке подшипников наличие в них слабины („качки" колес) ведет к появлению ударов при движении автомобиля, вследствие чего подшипники разрушаются. Кроме того, слишком слабая затяжка подшипников передних колес ведет к ухудшению управляемости автомобилем. Регулировку подшипников колес нужно производить в следующем порядке:

Рис. 114. Ступица заднего и переднего колес ГАЗ-69: 1 - ступица, 2 - болт для демонтажа полуоси, 3 - контргайка, 4 - стопорная шайба, 5 - полуось, 6 - гайка подшипников, 7 - упорная шайба, 8 - наружный подшипник, 9 - втулка сальника, 10 - внутренний подшипник, 11 - сальник ступицы, 12 - кожух полуоси с цапфой подшипников, 13 - сальник.

Внутренняя полость ступиц частично заполняется смазкой. Со стороны тормоза в ступицы установлены резиновые сальники. Наружные кольца подшипников запрессованы в ступицы. Внутренние кольца имеют подвижную посадку на цапфах кожухов (поворотных кулаков) и монтируются рукой. Затяжка подшипников осуществляется гайкой и контргайкой 6 (рис. 114).

1. Поднять домкратом колесо, подшипники которого необходимо отрегулировать.

2. Вынуть полуось заднего моста (рис. 114) или фланец ступицы переднего колеса (рис. 81).

Рис. 81. Поворотный кулак переднего моста ГАЗ-69: 1 - сальник, 2 - ведущая вилка кардана, 3 - шаровая опора, 4 - корпус бронзовой втулки, 5 и 17 - регулировочные прокладки шкворней, 6 - шкворень, 7 - рычаг рулевой трапеции, 8 - разрезная коническая втулка, 9 - корпус поворотного кулака, 10 - болт крепления цапфы поворотного кулака к корпусу, 11 - цапфа поворотного кулака, 12 - фланец ступицы, 13 - ведомая вилка кардана, 14 - ступица колеса, 15 - штифт, 16 - накладка, 18 - бронзовая втулка, 19 - резино-войлочный сальник шаровой опоры, 20 - упорные шайбы кардана, 21 - кожух полуоси.

3. Отогнуть края стопорной шайбы 4 (рис. 114), отвернуть контргайку 6, снять стопорную шайбу.

4. Ослабить гайку 6 затяжки подшипников на 1 - 2 грани.

5. Проверить легкость вращения колеса, толкнув его рукой. Если колесо вращается не совсем свободно, то необходимо устранить причину торможения (например, задевание тормозного барабана за колодки) и только после этого приступить к регулировке подшипников.

Если имеется подозрение, что подшипники повреждены, перед регулировкой следует их осмотреть и при необходимости - заменить.

6. С помощью ключа и воротка небольшим усилием одной руки затягивать гайку 6. На вороток нажимать плавно, без рывков. При затягивании гайки колесо необходимо проворачивать с тем, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение. Затяжку гайки производить до тугого вращения колеса от руки.

7. Отпустить гайку 6 на 1,5 - 2 грани для приработанных подшипников или на 2 - 2,5 грани - для новых подшипников, поставить стопорную шайбу 4, затянуть контргайку, застопорить гайки отгибом краев шайбы на их грани.

Перед стопорением необходимо тщательно осмотреть края стопорной шайбы и убедиться, что они не имеют трещин.

При наличии даже незначительных трещин шайбу следует заменить новой, иначе возможно отламывание краев шайбы и самоотвинчивание или самозатяжка подшипников. И то, и другое может вывести подшипники из строя.

После регулировки колесо должно свободно вращаться без ощутимой осевой игры и „качки".

Окончательно качество регулировки проверяется наблюдением за нагревом ступиц колес во время езды.

Незначительный нагрев ступиц не опасен, но, если температура нагрева такова, что рука не терпит, необходимо отпустить гайку 6 еще на 1/2 грани, для чего следует повторить в указанной выше последовательности операции. После этого через 200 - 300 км пробега следует вновь подтянуть гайку 6 на 1/2 грани.

Следует иметь в виду, что слишком тугая затяжка подшипников, определяемая по нагреву ступиц, может быть быстро замечена водителем и своевременно ослаблена.

Слишком же слабую затяжку трудно вовремя обнаружить, вследствие чего подшипники ступиц могут быстро выйти из строя.

Уход за подшипниками ступиц автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А

Уход за подшипниками ступиц передних и задних колес заключается в периодической смене смазки, проверке затяжки и своевременной их регулировке.

Следует обращать особое внимание на правильность регулировки подшипников.

Необходимо тщательно следить за плотностью затяжки гаек шпилек крепления полуоси заднего моста к ступице (фланца ступицы переднего колеса). Ослабление затяжки этих гаек может привести к срезанию шпилек.

Смену смазки и регулировку подшипников ступиц следует производить через каждые 6 тыс. км пробега.

Через каждые 12 тыс. км пробега необходимо промывать ступицы и осматривать состояние подшипников (с точки зрения наличия на них повреждений).

Похожие страницы