Проверка состояния аккумуляторной батареи автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А

Уровень электролита должен быть на 10 - 15 мм выше предохранительной сетки, установленной над сепараторами. Проверка уровня электролита производится стеклянной трубкой с внутренним диаметром 3 - 5 мм.

Для измерения уровня электролита в аккумуляторной батарее нужно, вывернув пробки, поочередно опустить в наливное отверстие каждой банки трубку в вертикальном положении до упора; закрыть отверстие сверху большим пальцем и затем вынуть трубку (рис. 146). Высота уровня электролита в трубке будет соответствовать уровню электролита над предохранительной сеткой.

Рис. 146.

При отсутствии трубки проверку уровня можно произвести чистой деревянной палочкой. Повышать уровень разрешается, только дистиллированной водой. Применять речную или водопроводную воду категорически запрещается.

Во избежание замерзания воды зимой рекомендуется доливать ее непосредственно перед выездом или при работающем двигателе. Электролит разрешается доливать только в исключительных случаях, когда уровень понизится в результате выплескивания, или трещины бака. При этом батарею необходимо поставить на подзарядку и электролит добавлять в конце зарядки.

Для доливки дистиллированной воды нужно отвернуть наливную пробку, плотно надеть ее на штуцер вентиляционного отверстия, долить воды до уровня 5-10 мм от верхней кромки наливного отверстия, снять пробку и ввернуть ее на место. При этом уровень автоматически устанавливается на требуемой высоте (рис. 147).

Рис. 147. Порядок доливки воды или электролита в элементы батареи ГАЗ-69: 1 - снятие пробки, 2 - надевание пробки на вентиляционный штуцер, 3 - доливка, 4 - обратная постановка пробки.

Плотность электролита зависит от степени зараженности аккумуляторной батареи. Плотность электролита измеряется специальным кислотомером (преометром) со шкалой плотности от 1,00 до 1,32. Для замера плотности электролита нужно вывернуть пробку наливного отверстия, нажать на резиновую грушу кислотомера, вертикально вставить его в наливное отверстие до упора и отпустить грушу (рис. 148).

Рис. 148.

Уровень погружения поплавка в электролит покажет плотность электролита. При замерах следует следить, чтобы поплавок не касался стенок колбы. Плотность электролита во всех элементах батареи должна быть одинакова и соответствовать таблице 1.

Таблица 1.

Климатические условия, в которых работает автомобиль

Плотность электролита при 15°С

заливаемого при первом заряде

в конце заряда

1. Крайние северные районы с температурой зимой ниже - 35°С

зимой

1,280

1,310

летом

1,240

1,270

2. Северные и центральные районы с температурой зимой до - 35°С

зимой

1,255

1,285

летом

1,240

1,270

3. Южные районы

зимой

1,240

1,270

летом .

1,210

1,210

Если плотность в отдельных элементах отличается более чем на 0,02, то ее необходимо выровнять, поставив батарею на зарядку. После доливки в электролит воды или после пользования стартером, измерение плотности следует производить во время зарядки небольшим током или через один-два часа выдержки батареи в нерабочем состоянии, чтобы электролит успел стать однородным.

При определении степени заряженности аккумуляторной батареи, а также при заливке электролита в новую батарею, следует учитывать влияние температуры электролита на его удельный вес и всегда вводить соответствующую поправку, т. е. приводить плотность к 15°С. Поправки приведены в таблице 4.

Таблица 4.

Температура электролита в °С

Поправка к показаниям кислотомера

Температура электролита в °С

Поправка к показаниям кислотомера

+ 45

+ 0,02

-15

- 0,02

+ 30

+ 0,01

- 30

- 0,03

+ 15

0

- 45

- 0,04

0

- 0,01

При температуре электролита в элементах более 15°С найденную поправку надо прибавлять к показаниям кислотомера; при температуре ниже 15°С поправку следует вычитать.

Если плотность электролита в элементах не одинакова, то ее следует выровнять добавлением более крепкого электролита или дистиллированной воды. Выравнивание плотности электролита производится обязательно у батареи в полностью заряженном состоянии, когда плотность электролита достигает постоянства и благодаря „кипению" обеспечивается быстрое перемешивание электролита.

Для определения исправности аккумуляторной батареи, а также для ориентировочного суждения о степени ее зарядки, кроме проверки плотности электролита, следует один раз в месяц проверять состояние каждого элемента батареи под нагрузкой большим током, пользуясь нагрузочной вилкой, снабженной сопротивлением и вольтметром (рис. 149).

Рис. 149.

Напряжение, которое должен показывать вольтметр при проверке, зависит от типа и конструкции нагрузочной вилки и указывается в инструкции, прилагаемой к вилке. При проверке вилкой ГАРО типа НВ-2, снабженной нагрузочным сопротивлением, рассчитанным примерно на ток в 150 ампер, напряжение каждого элемента полностью заряженной батареи должно быть не ниже 1,8 вольта и должно устойчиво удерживаться в течение 5 сек. Если напряжение будет ниже 1,7 вольта или снижается во время проверки, то это означает, что батарея разряжена более чем на 50% или неисправна. Аккумуляторная батарея также неисправна, если напряжение отдельных элементов не одинаково и отличается более чем на 0,2 вольта. При испытании батареи нагрузочной вилкой отверстия в крышках элементов должны быть закрыты пробками. Аккумуляторную батарею или отдельные элементы нельзя проверять замыканием клемм металлическими предметами или проводами. Короткие замыкания разрушают активную массу пластин.

Похожие страницы