Неисправности заднего моста и их устранение автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А

В эксплуатации автомобиля ГАЗ-69 могут появиться некоторые неисправности заднего моста, своевременное устранение которых является залогом нормальной и долговечной его работы. Основными из них являются:

1. Износ опорных шайб 7 и 25 (рис. 73) сателлитов и шестерен полуосей, вследствие чего может недопустимо возрасти боковой зазор в зацеплении шестерен дифференциала (полуосевых и сателлитах), контакт зубьев сместится по длине зуба, появятся ударные нагрузки. В результате может произойти поломка зубьев шестерни, что очень часто является причиной преждевременного выхода из строя заднего моста. Боковой зазор в шестернях дифференциала проверяется по осевой игре полуосевых шестерен.

Через 30 - 40 тыс. км пробега автомобиля следует вскрыть задний мост и, не разбирая дифференциала, проверить щупом зазор между опорной шайбой 7 и торцем коробки дифференциала 6 (рис. 73). Если зазор превышает 0,6 мм, то необходимо разобрать дифференциал и заменить изношенные шайбы новыми с номинальной толщиной или шайбами с увеличенной толщиной (если имеется износ торцевых поверхностей коробки дифференциала и шестерни полуоси).

Износ шайб допускается до 0,4 мм для шайбы сателлитов и до 1,2 мм для шайбы шестерен полуосей.

Рис. 73. Задний мост ГАЗ-69: 1-крышка картера, 2-кожух полуоси, 3-сапун, 4-регулировочные прокладки, 5-подшипник дифференциала, 6-коробка дифференциала, 7-опорная шайба шестерни полуоси, 8-шестерня ведомая, 9-прокладка, 10-двойной роликовый подшипник, 11-прокладка, 12-крышка, 13-отражатель, 14-сальник, 15-фланец, 16-шестерня ведущая, 17-гайка, 18-упорная шайба с маслоотгонной канавкой, 19-регулировочные кольца, 20-распорное кольцо, 21-регулировочные прокладки, 22-роликовый подшипник, 23-картер моста, 24-болт оси сателлитов, 25-опорная шайба сателлитов, 26-сателлит, 27-ось сателлитов, 28-болт, 29-болт ведомой шестерни, 30 - шестерня полуоси, 31 - полуось.

Рис. 78. Опорная шайба шестерни полуоси.

Рис. 79. Опорная шайба сателлитов.

Если готовых запасных шайб нет, их можно изготовить по чертежам, изображенным на рис. 78 и 79. Толщину шайбы полуосевой шестерни нужно подобрать такой, чтобы зазор между опорной шайбой и торцем коробки дифференциала при проверке щупом находился в пределах 0,3 - 0,45 мм.

2. Шум заднего моста.

Повышенный шум и поломка шестерен заднего моста часто происходят вследствие большого износа подшипников или из-за ослабления их затяжки, что приводит к разверке зацепления и к нарушению правильных зазоров в зацеплении. Износ подшипников может вызываться недостатком смазки, неправильным выбором сорта смазки и несвоевременной сменой масла.

Если имеется подозрение на повышенный шум заднего моста, то, прежде чем приступить к разборке и регулировке, следует убедиться, действительно ли шум исходит именно от заднего моста. Возможно, что источником шума являются шины колес, коробка передач или другие места автомобиля. Шум шин хорошо слышен на гладкой асфальтовой или бетонной дороге, и он исчезает на мягкой грунтовой дороге. Шум шин увеличивается с износом их протектора и с понижением в них давления воздуха.

Стуки в заднем мосту, слышимые при переходе движения автомобиля из „натяга" в „накат" (при сбрасывании газа) или наоборот, - связаны с повышенными зазорами в шестернях главной передачи. Причиной шума высокого тона („вой") является чрезмерно малый зазор в зацеплении шестерен. Одной из причин шума может явиться слишком низкий уровень масла в картере заднего моста. Если это своевременно обнаружено, достаточно довести количество масла до требуемого уровня, не прибегая к регулировке подшипников и зацепления.

Если новый задний мост работает бесшумно, но шум возникает после пробега 3,5 - 4,5 тыс. км, то это почти всегда связано с нарушением правильности регулировки подшипников в результате попадания в задний мост песка и других посторонних частиц. В таких случаях шум можно устранить только удалением грязи и тщательной промывкой всех деталей заднего моста в керосине или в горячем водном растворе соды. При промывке особое внимание надо уделять подшипникам. Необходимо помнить, что даже мельчайшие частицы грязи могут вызвать заедание подшипников и выход их из строя.

Причиной прерывистого шума заднего моста является биение ведомой шестерни, которое может быть вызвано: слабой затяжкой подшипников дифференциала или их износом, деформацией или трещинами коробки дифференциала, неравномерной затяжкой болтов, крепящих ведомую шестерню к коробке, короблением ведомой шестерни.

Шум заднего моста при поворотах автомобиля связан с появлением неисправностей в деталях дифференциала. Исправность дифференциала можно проверить следующим образом:

1) поднять задний мост домкратом и подставить под него две подставки (козла);

2) вращать вручную одно из колес, предварительно поставив рычаг коробки передач в нейтральное положение.

При исправном состоянии дифференциала противоположное колесо должно свободно вращаться в обратную сторону без стуков и шумов в дифференциале. Если противоположное колесо вращается в ту же сторону, это указывает на заедание (или поломку) сателлитов или полуосевых шестерен. Разборка и сборка заднего моста не представляет затруднений и поэтому нет необходимости подробно касаться этой части. Некоторые трудности представляет демонтаж ведущей шестерни, двойной роликовый подшипник которой запрессован в картер моста. Для этой цели можно рекомендовать съемник, конструкция которого показана на рис. 80. Крышка 12 и фланец кардана 14 (рис. 73) должны быть сняты. Вместо крышки на горловину ставится съемник, действие которого ясно из рисунка.

Рис. 80.

Уход за задним мостом автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А

Уход за задним мостом заключается в поддержании уровня масла в картере и его периодической смене весной и осенью, в регулярной подтяжке ослабевших соединений (гайка фланца ведущей шестерни, передняя крышка, крепление правой и левой половин картера), в периодической регулировке подшипников в соответствии с изложенным выше, в устранении неисправностей.

Через каждые 6 тыс. км пробега необходимо проверять затяжку болтов крепления половин картера. Через каждые 12 тыс. км пробега следует проверять осевой зазор подшипников ведущей шестерни. Через каждые 30 - 40 тыс. км пробега необходимо проверять зазор между торцем коробки дифференциала и опорной, шайбой шестерни полуоси. Нужно периодически очищать сапун заднего моста от грязи.

Похожие страницы