Неисправности генератора автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А

Наиболее часто встречающаяся неисправность генератора - это зависание щеток и нарушение контакта между щетками и коллектором генератора. Зависание щеток вызывает сильное искрение и увеличенное подгорание коллектора, что в дальнейшем приведет к прекращению нормальной работы генератора.

Причины прекращения работы генератора могут быть следующие:

1. Зависание или заедание щеток в щеткодержателях, которое вызывается загрязнением щеткодержателей, ослаблением щеточных пружин или повреждением их. Следует иметь в виду, что малейшее заедание щеток в щеткодержателях вызывает подгорание коллектора. Излишние зазоры между щеткой и щеткодержателем также недопустимы. Загрязненные щетки и щеткодержатели следует протереть тряпочкой, смоченной в бензине, а поврежденные пружины заменить. При высоте щетки менее 17 мм последнюю следует заменить. Применять щетки другого типа нельзя. Новые щетки необходимо притереть к коллектору полоской стеклянной шкурки № 00 шириной в коллектор. Шкурку накладывают на коллектор гладкой стороной, в щеткодержатель вставляют щетку, и шкурку двигают, прижимая к ней щетку до полного контакта ее с коллектором. После этого, при необходимости, нужно притереть вторую щетку и продуть генератор воздухом. При неполной разборке генератора шкив можно не снимать.

2. Сильный износ и подгорание коллектора и якоря, а также выступание изоляции между пластинами коллектора. При устранении следует проверить усилие щеточных пружин. Сильное нажатие на щетки может вызвать увеличенный нагрев коллектора и быстрый его износ. Изношенный коллектор якоря следует проточить на токарном станке и ножовочным полотном удалить изоляцию между пластинами коллектора на глубину 0,8 мм, после чего отшлифовать стеклянной шкуркой № 00. Допустимое биение коллектора относительно цапф вала 0,05 мм.

3. Иногда встречаются случаи пробоя изоляции обмотки якоря или обрывы выводов. Реже встречаются заедания подшипников и задевание якоря за полюса. При таких повреждениях генератор следует сдавать для ремонта в мастерскую.

При ремонте следует учесть, что генератор IV-Г20 устанавливается на автомобили М-20 и ЗИМ. Генератор IV-Г20 унифицирован с генератором IV-Г21, устанавливаемым на автомобили ГАЗ-51 - ГАЗ-63, и генератором IV-Г15-Б автомобиля ЗИС-150.

Вся разница между этими генераторами заключается в размерности шкивов, которые можно свободно переставлять. Остальные детали генераторов IV-Г20, IV-Г20-У, IV-Г 21 и IV-Г15-Б - взаимозаменяемые.

Контрольная проверка генератора автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А

После разборки и ремонта генератора следует проверить, правильность его ремонта и сборки. Генератор следует проверить на моторном режиме и на стенде при работе вхолостую и с полной нагрузкой. Для проверки генератора на моторном режиме его следует включить в цепь аккумуляторной батареи 12 вольт и замерять силу потребляемого тока. Корпус генератора нужно соединить с положительной клеммой батареи, а клеммы генератора „Я" и „Ш" - с ее отрицательной клеммой. При соединении проводов от батареи к генератору следует строго соблюдать полярность. Неправильное соединение может вызвать перемагничивание генератора, что может в дальнейшем привести к спеканию контактов реле обратного тока и к выходу из строя реле-регулятора.

Замерить амперметром потребляемую силу тока генератором после пятиминутной работы. Исправный генератор должен потреблять ток в 3,5 - 5 ампер, развивая при этом 550 - 700 об/мин, а якорь должен вращаться по часовой стрелке (со стороны шкива) плавно, без рывков. Неравномерность вращения якоря при подходе к одной и той же коллекторной пластине является признаком неисправности обмотки якоря. При работе генератора на моторном режиме искрение под щетками должно быть едва заметно. Пониженные обороты и увеличенное потребление тока указывают на неправильность сборки, перекосы крышек или задевание якоря за полюса. Повышенный потребляемый ток и повышенные обороты свидетельствуют о наличии неисправности в электрической части генератора. Плохой контакт щеток с коллектором якоря и слабый нажим пружин может вызвать пониженное потребление тока. Схема проверки генератора на моторном режиме приведена на рис. 151 А. Для определения неисправности генератора указанную выше проверку можно провести на автомобиле. Необходимо снять ремень и клеммы „Я", „Ш" и „Б" реле-регулятора замкнуть между собой. Полную проверку работы генератора можно произвести на специальном стенде типа КИС-2 или другом аналогичном стенде.

>

Рис. 151.Схемы простейших стендов для проверки генераторов: А - схема включения генератора при проверке на моторном режиме: 1 - генератор, 2 - амперметр, 3 - аккумуляторная батарея; Б - схема соединения генератора при проверке с нагрузкой и на холостом ходу: 1 - тахометр, 2 - электромотор, 3 - соединительная муфта, 4 - генератор, 5 -вольтметр, 6 -реостат, 7 - амперметр, 8 - включатель.

Проверку также можно производить на стенде, схема которого показана на фиг. 151 Б. При испытании генератора без нагрузки (в холодном состоянии) вольтметр 5 должен показывать 12,5 вольта при оборотах якоря генератора примерно 825 в мин. Плавно повысив обороты якоря генератора до 1450 об/мин, нагрузить генератор реостатом 6 до 18 ампер (при этом напряжение должно быть не менее 12,5 вольта). Аналогичную проверку можно проделать на автомобиле (см. раздел „Проверка реле-регулятора на автомобиле").

Техническая характеристика генератора автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А


Тип (ГОСТ 6117-52)

IV-Г20

Номинальное напряжение

12 вольт

Максимальная сила тока

18 ампер

Минимальное число оборотов, при котором генератор развивает напряжение 12,5 вольта

без нагрузки при + 20°С

825 об/мин

с нагрузкой при + 20°С

1450 об/мин

без нагрузки при + 70°С

900 об/мин

с нагрузкой при + 70°С

1700 об/мин

Потребляемый ток при работе на моторном режиме

до 5 ампер

Передаточное отношение от коленчатого вала к генератору

~ 1,6

Число полюсов

2

Число пазов в якоре

22

Число пластин в коллекторе

44

Число секций в пазу якоря

4

Шаг по пазам

1 - 11

Шаг по коллектору

1 - 2

Провод обмотки якоря

Провод ПЭЛБД Ш1,16 мм, ГОСТ 6324-51

Обмотка катушки возбуждения

Провод ПЭЛ Ш0,83 мм (без изоляции) Ш0,89 мм (с изоляцией)

Количество витков в катушке

314

Сопротивление двух катушек возбуждения

7 ом

Тип щеток

ЭГ-13 П или ЭГ-13

Нажатие пружин на щетки

1250 - 1750 гр

Подшипники шариковые

№ 303 со стороны шкива № 202 со стороны коллектора

Направление вращения (со стороны привода)

Правое

Похожие страницы