Двигатель автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А, блок и головка цилиндров

Двигатель автомобиля ГАЗ-69 - четырехцилиндровый, карбюраторный, отличается значительной износоустойчивостью и экономичностью в эксплуатации. Большинство его деталей одинаково с деталями двигателей М-20 и ГАЗ-51, однако он имеет несколько повышенную максимальную мощность и крутящий момент в сравнении с двигателем М-20.

Рис. 5. Вид на двигатель с правой стороны.

Рис. 6. Вид на двигатель с левой стороны.

Рис. 7 Скоростная характеристика и кривая расхода топлива

Блок цилиндров двигателя ГАЗ-69. Цилиндры двигателя расположены вертикально в ряд и отлиты из серого чугуна заодно с верхней частью картера. Блок цилиндров полностью взаимозаменяем с блоком двигателя М-20.

Для уменьшения износа цилиндров в верхнюю часть их запрессованы гильзы из кислотоупорного чугуна, длиною в 50 мм. Толщина стенки гильзы равна 2 мм.

Эти гильзы увеличивают износоустойчивость цилиндров в 2 - 3 раза.

Блок имеет водяную рубашку по всей длине цилиндров двигателя. Впускные и выпускные каналы выполнены в блоке раздельно для каждого цилиндра в целях улучшения наполнения цилиндров горючей смесью.

Седла выпускных клапанов изготовлены из специального жароупорного чугуна высокой твердости и запрессованы в блок; седла впускных клапанов выполнены непосредственно в теле блока.

В нижней части блока расположены четыре коренных подшипника коленчатого вала, крышки которых точно фиксируются пазами, сделанными в верхней части картера. Каждая крышка крепится к блоку двумя болтами, головки которых шплинтуются: на первых трех подшипниках - проволокой, на четвертом - специальной запорной пластиной. Крышки коренных подшипников на заводе проходят окончательную обработку совместно с блоком и поэтому взаимонезаменяемы.

К задней плоскости блока шестью болтами крепится картер сцепления, фиксируемый на блоке двумя установочными штифтами. Необходимая соосность коленчатого вала и первичного вала коробки передач обеспечивается окончательной обработкой картера сцепления в сборе с блоком цилиндров. Поэтому переставлять картеры сцеплений с одного блока на другой нельзя.

Рис. 8 Продольный разрез двигателя ГАЗ-69.

Головка цилиндров ГАЗ-69. Общая для всех цилиндров, съемная, отлита из алюминиевого сплава. Взаимозаменяема с головкой двигателя М-20. Между блоком и головкой цилиндров ставится уплотняющая прокладка, изготовленная из асбестового полотна, пропитанного графитом.

Толщина прокладки в сжатом состоянии составляет приблизительно 1,5 мм. Окна камер сгорания и водяные отверстия в прокладке окантованы жестью толщиной 0,25 мм.

Во избежание приставания асбеста к блоку и головке, прокладку, перед постановкой на место, необходимо натирать с обеих сторон графитным порошком.

Головка цилиндров крепится к блоку 23 шпильками, под гайки которых поставлены плоские цианированные шайбы.

Порядок затяжки, а также подтяжки этих гаек очень важен; затяжку следует производить в два приема, сначала предварительно, а затем окончательно, в последовательности, указанной на рис. 11.

Рис. 11 Последовательность затяжки гаек крепления головки цилиндров двигателя ГАЗ-69.

Рекомендуется пользоваться динамометрическим ключом (рис. 12) с контролированным моментом затяжки в пределах 6,7 - 7,2 кг. При отсутствии такого ключа затяжку гаек производят обычным накидным ключом из комплекта шоферского инструмента, без рывков, усилием одной руки, во избежание срыва шпилек или деформации цилиндров.

Рис. 12

Затяжку или подтяжку гаек нужно производить обязательно на холодном двигателе, так как вследствие различных коэффициентов линейного расширения алюминиевой головки и стальных шпилек затяжка, произведенная на горячем двигателе, окажется недостаточной после его остывания.

Похожие страницы