Амортизаторы автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А

Передняя и задняя подвески автомобиля снабжены гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия.

Назначение амортизаторов состоит в гашении колебаний автомобиля при езде по неровностям дорог, что повышает плавность хода автомобиля. Амортизаторы гасят колебания при ходе автомобиля вверх (ход отдачи рессор) и при ходе его вниз (ход сжатия рессор). Конструкция и устройство амортизаторов аналогичны амортизаторам задней подвески автомобиля М-20.

Каждый амортизатор прикреплен двумя болтами к кронштейну, приклепанному к раме. Рычаг амортизатора шарнирно связан с рессорой при помощи стойки 4 (рис. 106) с резиновыми сочленениями на концах.

Рис. 106. Передняя подвеска автомобиля ГАЗ-69: 1 - передний кронштейн рессоры, 2 - сережка, 3 - мягкий чехол рессоры, 4 - стойка рессоры, 5 - рессора, 6 - стремянка, 7 - накладка, 8 - амортизатор.

Устройство амортизатора ГАЗ-69. В чугунном корпусе 4 (рис. 110) имеется цилиндр, закрытый с обеих сторон туго завернутыми крышками 1 с фибровыми прокладками 3 и стальными шайбами 2 с кольцевыми проточками со стороны фибровых прокладок. В верхней части картера над цилиндром имеется резервуар, герметично закрытый сверху заглушкой 6. Цилиндр и резервуар заполнены маслом.

Рис. 110. Задний правый амортизатор ГАЗ-69: 1 - крышка цилиндра, 2 - стальная шайба, 3 - фибровая прокладка, 4 - корпус амортизатора, 8 - валик амортизатора, 6 - заглушка резервуара, 7 - прокладка заглушки. 8 - кулачок, 9 - отверстия для крепления амортизатора, 10 - чашка сальника, 11 и 13 - пробковые кольца сальника, 12 - резиновое кольцо сальника, 14 и 15 - втулки валика, 16 - прокладка заглушки, 17 - заглушка, 18 - рычаг, 19 - стяжной винт поршня, 20 - пружина стяжного винта, 21 и 24 - половины поршня, 22 - пробка наливного отверстия, 23 - сухарь поршня, 25 - обратный клапан, 26 - пружинное стопорное кольцо, 27 - пробка рабочего клапана хода сжатия (только правого амортизатора), 28 - пробка рабочего клапана хода отдачи (только правого амортизатора), 29 - стойка, 30 - палец шарнира стойки, 31 - резиновая втулка шарнира стойки, 32 - бронзовая втулка шарнира стоики, 33 - стальная втулка шарнира стойки.

В цилиндре находится поршень, состоящий из двух половин 21 и 24. В обеих половинах поршня имеются обратные клапаны 25, закрываемые действием пружинного кольца 26. Через клапаны 25 жидкость поступает в цилиндры; обратный путь для жидкости через клапаны закрыт. Половины поршня соединены между собой двумя винтами 19, стягивающими их действием пружин 20. Эти пружины постоянно прижимают поршни через запрессованные в них сухари 23 к кулачку 8. Кулачок 8 на мелких шлицах напрессован на валик 5, на конце которого также на мелких шлицах напрессован рычаг 18. Валик 5 работает в двух бронзовых втулках 14 и 15. В месте выхода валика из картера амортизатора установлен сальник. При движении поршней жидкость из одной полости цилиндра А перегоняется в другую - Б (рис. 113), через рабочие клапаны и обратные клапаны 25 (рис. 110). Устройство рабочих клапанов задних амортизаторов показано на рис. 111 и 112. 

Рис. 111.

Рис. 112.

Рис. 113. Схема работы амортизатора ГАЗ-69: 1 - кулачок, 2 - рабочий клапан хода отдачи, 3 - рабочий клапан хода сжатия, А и Б - камеры цилиндра.

Во время хода отдачи рычаг амортизатора идет вниз, поршни перемещаются влево и жидкость перетекает из полости А в полость Б (рис. 113) через клапан 2. При плавной отдаче рессор жидкость течет через клапан 2" по лыске на его стержне (см. также рис. 112), а сам клапан остается прижатым к седлу пружиной 3. При резкой отдаче рессор давление жидкости возрастает, втулка 1 клапана поднимается над седлом и сечение для прохода жидкости увеличивается. Во время хода сжатия рычаг амортизатора идет вверх, поршни перемещаются вправо и жидкость перетекает из полости Б в полость А. При плавном сжатии рессор жидкость течет через малые проходные сечения обоих клапанов 2 и 3 (рис. 113). В клапане 2 жидкость идет через лыски на стержне (см. также рис. 112), а в клапане 3 - через щель, образуемую тарелкой клапана 6 (рис. 111), отжатой к наружной пружине 5. При резком сжатии рессор давление жидкости резко возрастает, сжимаются обе пружины 4 и 5, скошенный конец клапана 6 выходит за край отверстия гнезда клапана и проходное сечение через этот клапан увеличивается. Незначительная часть жидкости проходит также через лыски на стержне клапана 2. Правильные гидравлические сопротивления в амортизаторах, необходимые для гашения колебаний автомобилей при различных дорожных условиях, обеспечиваются подбором регулировок рабочих клапанов, производимых на заводе.

Необходимо иметь в виду, что во всех амортизаторах сопротивление при ходе сжатия несравненно меньше, чем при ходе отдачи, т. е. если рычаг амортизатора тянуть рукой вверх, то сопротивление его движению будет значительно меньше, чем если рычаг тянуть вниз.

Уход за амортизаторами ГАЗ-69. Амортизаторы не нуждаются в регулировке во время эксплуатации.

Уход за амортизаторами состоит:

1) в периодическом осмотре амортизаторов и своевременной подтяжке их крепления,

2) в доливке амортизаторной жидкости согласно карте смазки,

3) в промывке амортизаторов бензином один раз в год и в заполнении их свежей жидкостью.

Наполнение амортизаторов производится через отверстие, закрываемое пробкой 22, до его уровня (рис. 110). Следует применять веретенное масло АУ или при его отсутствии смесь масел: 60% трансформаторного и 40% турбинного. Разрешается применение и одного трансформаторного масла, но в этом случае амортизаторы будут мягче. Другие масла применять нельзя.

Снятый для заливки жидкости амортизатор нужно зажимать в тиски за рычаг, а не за корпус. Необходимо принять меры, исключающие попадание грязи внутрь амортизатора. При заполнении амортизаторов жидкостью необходимо качать рычаги для удаления воздуха из цилиндров и добавлять жидкость до тех пор, пока не прекратится понижение уровня при качании рычага. При прокачивании во избежание расплескивания жидкости наполнительное отверстие следует прикрывать (можно пальцем). Промывать амортизаторы следует один раз в год. После снятия амортизаторов нужно вывернуть пробки рабочих клапанов (по два на каждом амортизаторе), вынуть клапаны и вылить жидкость. Промывать необходимо бензином через наполнительные отверстия. Снимать крышки 1 (рис. 110) при этом не следует. После промывки необходимо амортизаторы просушить и поставить на место рабочие клапаны. После каждой разборки рекомендуется алюминиевые прокладки под пробками рабочих клапанов заменять новыми во избежание течи. При отсутствии алюминия можно применять красную медь. Толщина прокладки должна быть 0,8 мм. Не следует отклоняться от этого размера, так как это изменит натяжение пружин клапанов и будет нарушена заводская регулировка. После промывки в амортизатор нужно залить 145 см3 рабочей жидкости. Особое внимание должно быть обращено на то, чтобы все рабочие клапаны попали на свои места. Если поменять местами клапаны хода отдачи и сжатия, то амортизатор правильно работать не будет. Нежелательно даже переставлять одноименные клапаны с одного амортизатора на другой, т. е. не следует ставить, например, клапан хода отдачи из левого заднего амортизатора на соответствующее место в правый задний амортизатор.

Для различия все рабочие клапаны маркированы следующим образом.

У задних амортизаторов клапан хода отдачи имеет клеймо А116(рис. 112).

У передних амортизаторов клапан хода отдачи имеет клеймо А110. Клапаны отдачи ставятся: в правых амортизаторах в корпусы со стороны рычагов и наливных пробок; располагаются выше оси рабочего цилиндра (фиг.110); в левых амортизаторах также со стороны рычагов и наливных пробок; располагаются ниже оси рабочего цилиндра (рис. 110). Клапан хода сжатия заднего амортизатора имеет клеймо К1,4123 (рис. 111), переднего амортизатора - К2,8123. Клапаны хода сжатия ставятся в корпусы с противоположных сторон рычагов и наливных пробок.

Похожие страницы