Воздушный фильтр двигателя ЗМЗ-66-06

Воздушный фильтр двигателя ЗМЗ-66-06(рис. 27) масляного типа  предназначен для очистки воздуха, поступающего в двигатель. В целях снижения уровня внутреннего шума в кабине автомобиля в воздушный фильтр введен глушитель 12 шума впуска двигателя, а в связи с введением системы закрытой вентиляции картера в фильтр введено устройство по обеспечению отвода газов.

Воздушный фильтр состоит из трех основных неразборных узлов: корпуса фильтра с поддоном; фильтрующего элемента 9 с крышкой; глушителя шума впуска.

Рис. 27. Воздушный фильтр двигателя:

1—горловина с воздухонаправляющим патрубком; 2—отверстие для отвода картерных газов; 3—поддон; 4—уплонительная прокладка; 5—патрубок отвода картерных газов; 6—корпус фильтра; 7— маслоотражатель фильтрующего элемента; 8—корпус фильтрующего элемента; 9—фильтрующий элемент; 10—козырек корпуса фильтра; 11—крышка с противошумной прокладкой и держателем; 12—глушитель шума впуска; 13—винт крепления воздушного фильтра к карбюратору; 14—патрубок отвода воздуха к компрессору.

Впускная труба двигателя ЗМЗ-66-06

(рис. 28) — одноярусная (с расположением впускных каналов в один ряд), отлита из алюминиевого сплава, введена взамен ранее применяемой двухъярусной, у которой впускные каналы располагались по высоте в два ряда.
Кроме основного назначения — подвода горючей смеси от карбюратора к цилиндрам двигателя — она служит одновременно крышкой полости толкателей, а также корпусом фильтра полнопоточной очистки масла.
Для подогрева горючей смеси впускная труба имеет полость, сообщающуюся с водяной рубашкой двигателя. Охлаждающая жидкость через соединительные каналы 1 поступает из головок двигателя, омывает впускные каналы трубы и через выходной патрубок, в котором устанавливается термостат, выходит в радиатор или при закрытом термостате в водяной насос.
На приливе трубы, в зоне выхода охлаждающей жидкости в выходной патрубок, имеется бобышка с коническим резьбовым отверстием 12 (3/8"), в которое ввертывается штуцер, соединяющий водяную полость трубы с водяным насосом для обеспечения перепуска охлаждающей жидкости при закрытом клапане термостата. Между трубой и головками, а также трубой и блоком двигателя расположены четыре резиновые прокладки: две боковые, передняя и задняя.

Гайки основного крепления трубы затягивают динамометрическим ключом усилием от 2,0 до 2,5 кгс • м. При этом затягивают их, начиная от середины, попеременно то на правом, то на левом ряду шпилек в порядке, указанном на рис. 28, в.
Соблюдение нужного усилия и последовательности затяжки особенно важно при резиновых прокладках, так как последние не могут ограничить затяжку до упора. Целесообразнее гайки затягивать в два-три приема.
На переднюю правого ряда и заднюю левого ряда шпильки, имеющие резьбу Ml 1X1, устанавливают грузовые гайки, которые затягивают моментом 2,5...5 кгс*м. Допускается снижение крутящего момента затяжки гаек основного крепления впускной трубы до 1,5 кгс*м.
На двигателях автомобилей ГАЗ-66 вып. с 1985 г. введена принудительная система закрытой вентиляции картера двигателя (СЗВК) (рис. 29), действующая от разрежения, создаваемого во впускной трубе и воздухоочистителе. Система состоит из:
маслоотделителя, устанавливаемого на впускной трубе;
дополнительного устройства воздухоочистителя;
соединительных шлангов основной и малой ветви.

Рис. 28. Впускная труба:
а—вид снизу; б—вид сверху; в—схема порядка затяжки гаек; 1—каналы для входа охлаждающей жидкости; 2—технологические отверстия (два); 3—бобышки крепления трубы; 4—фланец крепления маслоотделителя; 5—отверстие с резьбой для датчика указателя температуры воды в двигателе; 6—балансировочные отверстия впускных каналов; 7—фланец карбюратора; 8—отверстие с резьбой для крепления фильтра тонкой очистки топлива; 9—резервное отверстие с резьбой 3/8"; 10—отверстие с резьбой для краника отопителя кабины; 11—фланец патрубка термостата; 12—отверстие с резьбой для штуцера шланга перепуска охлаждающей жидкости; 13— фланец кожуха фильтра очистки масла; 14-отверстие с резьбой для фильтра очистки масла; 15—отверстие с резьбой для штуцера подвода масла к фильтру очистки масла; 16— отверстие (два) с резьбой для шпилек крепления генератора; 17— отверстие с резьбой для подсоединения калиброванного штуцера шланга вентиляции картера; 18— резьбовое отверстие отбора вакуума к усилителю тормозов; 19—отверстие с резьбой для крепления кронштейна валика привода карбюратора; 20—бобышки (две) шпилек установки грузовых гаек/

Маслоотделитель состоит из корпуса 14, крышки 12 и гофрированного сетчатого элемента 15. Места соединений корпуса и крышки маслоотделителя, его корпуса с гнездом впускной трубы, а также болтов крепления уплотнены прокладками. Прокладка 13—формованная, изготовляется из маслобензостойкой резины. Прокладки 5 и 6 фибровые. Сетчатый элемент 15 маслоотделителя предназначен для улавливания паров масла из картерных газов, а также является пламегасителем.
Дополнительное устройство воздухоочистителя представляет собой приваренный к нижней части корпуса фильтра 6 (см. рис. 27) поддон 3 с вытяжным патрубком 5. Между корпусом воздухоочистителя 2 (см. рис. 29) и поддоном 3 образована полость, которая соединяется через специальное отверстие 2 (см. рис. 27) с полостью горловины карбюратора.
В патрубке 1 (см. рис. 29) горловины фильтрующего элемента воздухоочистителя введено восемь отверстий диаметром 15 мм. Вытяжной патрубок 8 поддона воздухоочистителя соединен с маслоотделителем посредством формованного резинового шланга 9 основной ветви. Шланг малой ветви 4 соединяет шланг основной ветви со специальным каналом впускной трубы, имеет на одном конце латунную трубку 10 диаметром 4 мм, а на другом конце штуцер 11 с конической резьбой 1/8". Шланг основной ветви имеет в средней части специально сформованный отросток, в который вставляется латунная трубка 10 шланга малой ветви. Штуцер шланга малой ветви ввертывается в резьбовое отверстие впускной трубы 16, которое специальным каналом выводится под карбюратор 7.
При работе двигателя на режимах полной и больших частичных нагрузок (см. рис. 29, б), когда дроссельные заслонки карбюратора полностью или значительно открыты, воздух, проходя через воздухоочиститель, резко увеличивает скорость потока на выходе из патрубка воздухоочистителя и эжекционным эффектом создает разрежение в полости между поддоном 3 и корпусом 2 воздухоочистителя. Созданным разрежением картерные газы из картера двигателя через сообщающиеся каналы отсасываются в полость, образуемую между впускной трубой и развалом блока цилиндров двигателя. Оттуда, пройдя через маслоотделитель и шланг основной ветви СЗВК, поступают в полость поддона 3 воздухоочистителя. Через специальное отверстие 2 (см. рис. 27) в корпусе воздухоочистителя картерные газы, выходя из полости поддона, подхватываются воздушным потоком воздухоочистителя и, смешиваясь с топливовоздушной смесью в карбюраторе, поступают во впускную трубу и далее в цилиндры двигателя, где и сгорают. Так работает основная ветвь системы закрытой вентиляции картера.

При работе двигателя на режиме холостого хода и малых частичных нагрузках (см. рис. 29, а), когда дроссельные заслонки прикрыты настолько, что разрежения, создаваемого в полости поддона воздухоочистителя, недостаточно для отсоса картерных газов, вентиляция картера осуществляется посредством разрежения, создаваемого во впускной трубе. В этом случае картерные газы отсасываются во впускную трубу через канал, выведенный в ней в зону под карбюратор. Картерные газы при этом в двигателе и маслоотделителе проходят таким же путем, что и на режимах полной нагрузки (основной ветви СЗВК), но далее из полости шланга 9, соединяющего маслоотделитель с воздухоочистителем, отсасываются через шланг 4 малой ветви СЗВК непосредственно во впускную трубу, минуя воздухоочиститель. При этом картерные газы частично смешиваются с воздухом, отсасываемым из воздухоочистителя через шланг основной ветви.
Для получения необходимой характеристики работы СЗВК в патрубке / горловины корпуса фильтрующего элемента воздухоочистителя введено восемь дополнительных отверстий диаметром 15 мм, а в штуцере И шланга 4, ввернутом во впускную трубу, введено калиброванное отверстие диаметром 1,5 мм. При введении СЗВК в двигателе ранее выпускавшихся автомобилей исключены фильтр вентиляции картера и вытяжная труба, а маслозаливная горловина перенесена на левую крышку коромысел и закрывается глухой пробкой.

Рис. 29. Система закрытой вентиляции картера


Похожие страницы