Ремонт двигателя ГАЗ-66

Необходимость ремонта вызывается изнашиванием деталей и устанавливается проверкой технического состояния двигателя. В отдельных случаях преждевременный ремонт может быть вызван поломкой отдельных деталей из-за неправильной эксплуатации или скрытого дефекта.

Первые 2,5...5 тыс. км происходит приработка деталей двигателя. Далее (до 100...170 тыс. км) интенсивность изнашивания снижается. Это период нормальной эксплуатации. Потом интенсивность изнашивания снова нарастает и примерно к 200 тыс. км зазоры между трущимися деталями возрастают настолько, что возникает необходимость в ремонте.
Предельные зазоры между основными трущимися парами вследствие изнашивания ориентировочно составляют, мм:
Юбка поршня — гильза цилиндра ........ 0,250—0,300
Поршневое кольцо — канавка в поршне по высоте . . . 0,150
Замок поршневого кольца . 2,500
Верхняя головка шатуна — поршневой палец .... 0,030
Шатунные и коренные подшипники .........0,150
Стержень клапана — направляющая втулка.....0,250
Шейка распределительного вала — втулка в блоке . 0,150
Осевой люфт распределительного и коленчатого валов 0,250

Так как измерение зазоров между деталями на работающем двигателе весьма затруднительно, то о техническом состоянии двигателя судят по косвенным показателям: расходу масла на угар, давлению в системе смазывания, падению мощности двигателя, шумности работы, расходу топлива, а также по компрессии в цилиндрах.
Расход масла на угар является важнейшим показателем технического состояния двигателя. В процессе эксплуатации повышенный расход выявляется проверкой по указательному стержню. Более точно расход устанавливают путем взвешивания сливаемого из картера двигателя горячего масла до и после некоторого контрольного пробега. Расход масла на угар, превышающий 400 г/100 км, свидетельствует о необходимости ремонта двигателя. Давление масла в системе проверяют по указателю на щитке приборов. Точное значение величины давления измеряют контрольным манометром. Штуцер шланга контрольного манометра (резьба 1/4") закручивают в отверстие на место вывернутого датчика давления масла. Уменьшение давления масла на средней частоте вращения коленчатого вала ниже 1,0 кгс/см 2 и при малой частоте вращения на холостом ходу ниже 0,5 кгс/см2 свидетельствует либо о неисправности в системе смазывания, либо о чрезмерном износе деталей двигателя. Если устранение неисправности в системе смазывания не восстанавливает давления, то двигатель отправляют в ремонт.

Падение мощности двигателя выявляется тем, что снижается максимальная скорость автомобиля, автомобиль плохо разгоняется, труднее преодолевает подъемы без переключения на пониженные передачи.

Шумность работы двигателя усиливается по мере его изнашивания из-за стуков между сопряженными деталями (вследствие увеличения зазоров между ними). Прогретый (температура охлаждающей жидкости 80...90 °С) двигатель прослушивают на холостом ходу. Без применения стетоскопа прослушивают газораспределительный механизм: клапаны при частоте вращения коленчатого вала 500... 1000 об/мин, толкатели при 1000...1500 об/мин, шестерни привода распределительного вала при 1000...1200 об/мин. Применяя стетоскоп, прослушивают поршневую группу, шатунные и коренные подшипники при частоте вращения до 2500 об/мин.
Не допускаются: стук поршней, коренных и шатунных подшипников, поршневых пальцев; стуки и выделяющийся шум высокого тона шестерен привода распределительного вала, шестерен масляного насоса и его привода; шум высокого тона деталей насоса системы охлаждения.
Допускаются: равномерный стук клапанов и толкателей, сливающийся в общий шум; периодический стук клапанов и толкателей при правильно установленных зазорах, не выделяющийся из общего фона шум шестерен.
Выявление источника шума прослушиванием требует определенного навыка и опыта.
Расход топлива так же, как и динамические показатели автомобиля, зависит не только от двигателя. Поэтому прежде всего убеждаются в исправности трансмиссии и ходовой части автомобиля.
Техническое состояние двигателя определяют измерением контрольного расхода топлива. Делают это на автомобиле с полной нагрузкой со скоростью 60 км/ч на горизонтальном участке дороги с усовершенствованным покрытием. Испытания проводят на участке протяженностью в 4...5 км в двух противоположных направлениях. Двигатель питают из отдельного бачка, а расход определяют путем взвешивания.
Компрессия в цилиндре, т. е. давление, которое возникает в нем в конце такта сжатия, определяют специальным манометром — компрессометром на прогретом до 70...90°С двигателе при полностью открытых дроссельных заслонках, вывернутых свечах зажигания и сухом карбюраторе прокручиванием коленчатого вала стартером при полностью заряженной аккумуляторной батарее.
Давление при этом должно быть не меньше 7,5 кгс/см 2. В противном случае можно предполагать неисправность поршневых колец или клапанов. Если при заливке в цилиндр через свечное отверстие 20...30 см3 моторного масла и повторной проверке компрессии давление повысится, это свидетельствует о неисправности поршневых колец или цилиндра. Если давление не повысится, это означает, что негерметичны клапаны.

Порядок сборки демонтированных сборочных единиц и деталей на комбайне «Нива».
Похожие страницы