Коленчатый вал двигателя ЗМЗ-66-06

Коленчатый вал отлит из высокопрочного чугуна, модифицированного магнием ВЧ50-2 ГОСТ 7293—79, и имеет пять опор, четыре шатунные шейки и шесть противовесов. Коленчатый вал статически и динамически сбалансирован. Коренные и шатунные шейки полые. Полости в шатунных шейках герметически закрыты резьбовыми пробками, которые закернены. Масло от коренных подшипников подается к шатунным через сверления в коленчатом вале и полости в шатунных шейках. Эти полости используются как грязеуловители, в которых при работе двигателя под действием центробежных сил откладываются тяжелые частицы, имеющиеся в масле, в результате чего в шатунные подшипники поступает дополнительно очищенное масло. Осевое перемещение коленчатого вала ограничивается двумя шайбами, расположенными по обе стороны от опоры первой коренной шейки (рис. 10). Упорные шайбы изготовляют из стальной ленты, залитой баббитовым сплавом. Задняя шайба 10 обращена баббитовой стороной к щеке коленчатого вала и удерживается от вращения специальным уступом, входящим в паз на крышке переднего подшипника. Передняя шайба 11 обращена баббитовой стороной к носку коленчатого вала, опирается на упорную стальную шайбу 12 и удерживается от вращения двумя штифтами 9, запрессованными в блок цилиндров и крышку переднего подшипника.

Рис. 10. Передний конец коленчатого вала и привод распределительного вала: 1—крышка распределительных шестерен; 2—шпонка; 3—ступица шкива; 4—датчик ограничителя частоты вращения; 5—эксцентрик; 6—балансир; 7—фланец; 8— шестерня распределительного вала; 9—штифт; 10—задняя упорная шайба; 11— передняя упорная шайба; 12—шайба; 13—шпонка; 14—шестерня коленчатого вала; 15 и 16—маслоотражатели; 17—сальник; 18—пылеотражатель; 19—шкив; 20—уплотнитель

Рис. 11. Уплотнение заднего конца коленчатого вала:
а—задний конец коленчатого вала; б—сальникодержатель и уплотняющие детали; 1—масляный картер; 2—прокладка масляного картера; 3—сальникодержатель; 4—нижний отрезок асбестового шнура; 5—крышка коренного подшипника; 6—вкладыш коренного подшипника; 7—верхний отрезок асбестового шнура; 8—блок цилиндров; 9—боковой уплотнитель; А—маслосгонная накатка; Б—маслоподводящая канавка; В—гребень

Храповик, предназначенный для проворачивания коленчатого вала пусковой рукояткой, ввернут в торцовое отверстие носка коленчатого вала. Он стягивает все детали, расположенные на носке коленчатого вала: ступицу шкива 3, маслоотражатель 15, шестерню коленчатого вала 14, упорную шайбу 12. Для предотвращения подтекания масла по шпоночному пазу ступицы в последний вставлен резиновый уплотнитель 20. К фланцу ступицы привернут шкив 19 привода водяного насоса-генератора. Один из болтов крепления шкива смещен, что позволяет устанавливать шкив только в одном положении. Передний конец коленчатого вала уплотняется резиновым самоподжимным сальником 17, расположенным в выточке крышки распределительных шестерен 1. Задний конец коленчатого вала (рис. 11) уплотняется сальником из асбестового шнура. Отрезки асбестового шнура 3, пропитанного маслографитовой смесью, укладывают в специальные канавки блока цилиндров и сальникодержателя, обжимают, а затем подрезают заподлицо с плоскостью разъема. Шейка коленчатого вала, по которой работает задний сальник, имеет маслосгонную накатку А.

Для уменьшения количества масла, поступающего к заднему сальнику, на коленчатом валу имеется маслоотражательный гребень В. Боковые поверхности сальникодержателя уплотняются специальными резиновыми уплотнителями 9, установленными в прорези сальникодержателя. Задний конец вала имеет фланец для крепления маховика и гнездо для установки подшипника переднего конца первичного вала коробки передач.

Маховик отлит из серого чугуна и имеет стальной зубчатый обод для пуска двигателя стартером. Маховик крепится к коленчатому валу четырьмя болтами, один из которых смещен, что позволяет собирать коленчатый вал и маховик в одном строго определенном положении.

Вкладыши коренных и шатунных подшипников изготовляют из стальной ленты, залитой сплавом алюминия с оловом. Коренные и шатунные вкладыши соответственно взаимозаменяемы. Коренные вкладыши имеют кольцевую канавку и посредине отверстие. Шатунные вкладыши имеют отверстие для подачи масла из верхнего вкладыша через сверление в шатуне на смазывание гильзы цилиндра, в нижнем вкладыше это отверстие сохранено для взаимозаменяемости. Весь узел (вкладыши, их постели в блоке цилиндров и в шатуне, шейки коленчатого вала) изготовлен с высокой степенью точности. Поэтому подгонка вкладышей при замене недопустима.

Головки цилиндров, отлитые из алюминиевого сплава AЛ4 ГОСТ 2685—75, общие для четырех цилиндров одного ряда. Седла клапанов— вставные, изготовлены из специального жаростойкого чугуна. Направляющие втулки клапанов изготовлены из мед но-графитовой металлокерамики. Каждая из головок крепится к блоку цилиндров 18 шпильками, а фиксируется двумя установочными штифтами-втулками, запрессованными в блок цилиндров. Под гайки шпилек устанавливают плоские стальные шайбы. Между головками цилиндров и блоком устанавливают прокладки из асбестового картона, армированного стальным каркасом и пропитанного графитом.

Похожие страницы