Гидровакуумный усилитель тормозов ГАЗ-66

Рис. 147. Гидровакуумный усилитель тормозов

(рис. 147) диафрагменного типа служит для увеличения давления в тормозном приводе, чем снижает усилие на тормозной педали. При выходе из строя гидровакуумного усилителя или нарушении герметичности вакуумного трубопровода резко снижается эффективность торможения. Принцип действия усилителя заключается в использовании разрежения во впускной трубе двигателя для создания дополнительного давления в системе гидравлического привода рабочей тормозной системы.

Рис. 143. Рабочая и запасная тормозные системы

Гидровакуумный усилитель состоит из камеры усилителя, гидравлического цилиндра и клапана управления. Камера усилителя образуется из двух корпусов 1, 21. Передний корпус 21 через вакуумный трубопровод и запорный клапан 12 (см. рис. 143) соединен с впускной трубой 15 двигателя, а задний корпус 1 (см. рис. 147) с помощью резинового шланга с корпусом 10 клапана управления. Между корпусами установлена резиновая диафрагма, которая удерживается между ними с помощью двух хомутов 22. Внутренней частью диафрагма крепится на толкателе (штоке) 4 с помощью тарелки 3, шайбы 23 и гайки. На тарелку действует возвратная пружина 5. На рис. 147 цифрой 13 обозначен перепускной клапан. В корпусе гидравлического цилиндра 19 находится поршень 16, который через штифт соединен с штоком 4. Между поршнем и штоком расположен пластинчатый толкатель клапана 17, который воздействует на шариковый клапан 15. На поршне установлены уплотнительная резиновая манжета 14 и упорная шайба 18. В цилиндре имеется корпус уплотнителей 20 с резиновыми манжетами, в котором перемещается шток. Клапан управления усилителя состоит из корпуса 10, крышки 9, поршня 12 с манжетами и диафрагмой, которая крепится на клапане с помощью плоской и зубчатой шайб. В корпусе расположены возвратная пружина 11 клапана, вакуумный 6 и атмосферный 8 клапаны, посаженные на общий стержень. Атмосферный клапан прижимается к седлу пружиной 7. Крышка клапана через воздушный трубопровод соединена с воздушным фильтром 3 (см. рис. 143) усилителя. При работе двигателя во впускной трубе 15 создается разрежение, которое через вакуумный трубопровод и запорный клапан передается в полость первичной камеры 21 (см. рис. 147) и усилителя и затем через Г-образное отверстие в цилиндре в полость V клапана управления. Далее разрежение распространяется через центральное отверстие в клапане в полость IV, откуда через шланг — в полость I, вторичной камеры усилителя. Таким образом во всех полостях камеры усилителя и клапана управления создается одинаковое разрежение, а детали усилителя занимают положение, показанное на рис. 147. При нажатии на тормозную педаль из полостей главного цилиндра тормозная жидкость под давлением поступает в усилители. Давлением жидкости перемещается поршень 12 клапана управления. При этом клапан управления в начале хода садится седлом на резиновый вакуумный клапан 6, разобщая в гидровакуумном усилителе полости II и V от полостей I и IV. При дальнейшем движении поршня клапана управления отходит от своего седла атмосферный клапан 8. В результате воздух из полости III крышки 9 клапана управления поступает в полость IV клапана управления и далее через шланг в полость I камеры гидровакуумного усилителя тормозов. Под действием разности давлений (атмосферного воздуха и разрежения) диафрагма 2 перемещает шток 4 с поршнем 16 силового цилиндра усилителя. В поршень 16 под действием пружинки шариковый клапан 15 поршня садится в седло поршня, отсоединяя гидравлическую полость высокого давления от полости низкого давления. В результате этого на поршень со стороны полости низкого давления действуют давление от главного цилиндра и силы от штока. Давление передается в колесные цилиндры тормозных механизмов.
Пропорционально усилию нажатия на тормозную педаль создается давление в тормозной системе. Пропорциональность достигается за счет работы клапана управления. На поршень клапана управления 12 действует жидкость под давлением, созданным в главном цилиндре. Величина давления пропорциональна усилию нажатия на тормозную педаль. Поскольку под действием давления жидкости клапан управления открывает атмосферный клапан, в полость IV клапана управления и полость I камеры усилителя будет поступать воздух до тех пор, пока сила, полученная от давления воздуха на диафрагму клапана управления, не уравновесит силу от давления жидкости на поршень. В этом случае оба клапана (атмосферный 8 и вакуумный 6) сядут на свои седла. Таким образом в полостях I и II создается вполне определенное давление, пропорциональное усилию нажатия на тормозную педаль. В случае увеличения нажатия на педаль откроется атмосферный клапан и часть воздуха поступит в полости IV и /, чем увеличит давление жидкости в системе. При уменьшении усилия нажатия на педаль под действием находящегося воздуха над диафрагмой клапан управления переместится вниз. При этом откроется вакуумный клапан 6 и часть воздуха из полостей IV над диафрагмой и из полости I камеры 1 поступит в двигатель. Давление воздуха в камере уменьшится, а следовательно, уменьшится и гидравлическое давление в системе. В клапане управления создастся равенство сил от давления жидкости на поршень и воздуха на диафрагму клапана управления.

При снятии усилия с тормозной педали гидравлическое давление под поршнем клапана управления падает и клапан управления под действием давления воздуха и пружины 11 возвращается в исходное положение. Атмосферный клапан 8 закрывается, а вакуумный 6 открывается, в результате чего воздух из клапана управления и камер усилителя поступит в двигатель. Во всех полостях усилителя устанавливается разрежение (вакуум). Система расторможена и готова к последующему торможению.

Воздушный фильтр 3 (см. рис. 143) установлен на съемном поле кабины и соединен трубопроводами с гидровакуумными усилителями тормозов. Фильтр состоит из корпуса, крышки и фильтрующего элемента в виде капроновой путанки. Забор воздуха из кабины и прохождение его через воздушный фильтр обеспечивают качественную его очистку.

Регулировка конических подшипников бортовых редукторов ведущих колес комбайна нива
Похожие страницы