Газораспределительный механизм двигателя ЗМЗ-66-06

Распределительный вал — стальной, кованый. Кроме кулачков имеет 5 опорных шеек и шестерню привода распределителя зажигания и масляного насоса. Подшипниками распределительного вала являются запрессованные в блок втулки, которые изготовляют из стальной ленты, залитой баббитовым сплавом. Профили впускного и выпускного кулачков неодинаковы. Кулачки по ширине шлифуют на конус. Наклон образующей кулачка и сферическая поверхность торца толкателя сообщают при работе толкателю вращательное движение, снижая изнашивание торца толкателя, его цилиндрической части и направляющей толкателя в блоке цилиндров. Кулачки, опорные шейки и шестерня привода распределителя зажигания и масляного насоса подвергнуты поверхностной закалке. Распределительный вал приводится во вращение от коленчатого вала парой шестерен (см. рис. 10). Осевое перемещение распределительного вала ограничивается стальным упорным фланцем 7. На передней шейке распределительного вала устанавливаются: распорная втулка, упорный фланец 7, шестерня привода распределительного вала 8, балансир эксцентрика 6, эксцентрик 5 привода топливного насоса. Все детали на передней шейке закреплены болтом с шайбой.

Распределительные шестерни. Шестерня на коленчатом валу изготовлена из стали 45 ГОСТ 1050—74. Шестерня на распределительном вале— текстолитовая с чугунной ступицей. Обе шестерни имеют отверстия для съемника.
Толкатели 2 (рис. 12) — плунжерного типа из стали 35 ГОСТ 1050—74. Рабочий торец толкателя, соприкасающийся с кулачком, наплавлен отбеленным чугуном специального состава. Внутри толкатель имеет сферическое углубление для нижнего наконечника штанги. На цилиндрической поверхности толкателя у нижнего торца имеются два отверстия 1 для слива излишков масла из внутренней полости. Все поверхности проходят термическую обработку.

Штанги 4 толкателей изготовлены из дюралюминиевого прутка и имеют напрессованные на концах стальные термически обработанные наконечники. Нижний наконечник 3, опирающийся на толкатель, имеет сферу радиусом 8,73 мм, верхний 7 входит в углубление регулировочного винта радиусом 3,5 мм.
Коромысла 8 клапанов стальные, литые из стали 45Л ГОСТ 977—75. В отверстие ступицы коромысла запрессованы втулки из бронзовой ленты БрОЦС 4-4-2,5 ГОСТ 5017-74.
На внутренней поверхности втулки имеются канавки для равномерного распределения смазочного материала и подачи его к сверлению в коротком плече коромысла. Оно имеет резьбовое отверстие, в которое ввертывают регулировочный винт 10. Длинное плечо коромысла имеет термически обработанную цилиндрическую поверхность, которой коромысло нажимает на торец стержня клапана. Коромысла впускных и выпускных клапанов взаимозаменяемы.

В головке регулировочного винта 10 имеется сферическое углубление для верхнего наконечника штанги радиусом 3,5 мм; на верхнем конце винта — прорезь для отвертки. Головка винта термически обработана. Регулировочный винт 10 имеет осевое сверление, пересекающееся с поперечным, и кольцевую канавку на стержне для подвода смазочного материала к верхнему наконечнику штанги.
Стопорится регулировочный винт контргайкой 9. Ось коромысел 11 изготовляют из стали 45 ГОСТ 1050—74. Для уменьшения изнашивания ось коромысел в зонах, где работают коромысла, имеет закаленную поверхность. В этих же зонах в оси имеются отверстия для подвода смазочного материала из внутренней полости оси к подшипникам коромысел. Поскольку ось коромысел используется как канал для подачи смазочного материала к коромыслам, ее торцовые отверстия заглушены.

Стойки оси коромысел отливают из ковкого чугуна КЧ 35-10 ГОСТ 1215—79. Ось коромысел крепится к головкам цилиндров стойками, которые фиксируют положение коромысел на оси. Коромысла торцами ступицы прижимаются к стойкам распорными цилиндрическими пружинами. Крайние коромысла прижимаются к стойкам плоскими пружинами, которые закрепляют на оси шплинтами и шайбами.
Клапаны. Впускной клапан изготовляют из стали 4Х9С2 ГОСТ 5638— 72, выпускной из стали ЭИ-992. Выпускной клапан выполнен пустотелым. Полость клапана заполнена металлическим натрием для улучшения охлаждения головки клапана. Рабочая фаска выпускного клапана для повышения жаростойкости наплавлена сплавом ХН-60ВУ. На стержнях клапанов выполнены канавки для сухарей, соединяющих клапан с тарелкой пружины.

Рис. 12. Механизм привода клапанов:

1-отверстие для выхода масла; 2—толкатель; 3 и 7—наконечники штанг; 4—штанга; 5—клапан 6-направляющая втулка; 8—коромысло; 9—контргайка; 10—регулировочный винт; 11—ось коромысел; 12—сухарь; 13—тарелка; 14—пружина; 15—опорная шайба

Похожие страницы