Электрическая Схема Газ 51

Опытному полугусеничному автомобилю, получившему обозначение ГАЗ-51-НИАП, 60 лет, но о нем очень мало информации. Он был разработанв Научно-исследовательском автомобильном полигоне (НИАП) ведущим военным инженером В.И. Гречухиным, а изготовлен в количестве 10 единиц на 38-м Опытном заводе МО СССР в городе Бронницы в 1948 году. Главным инженером завода в то время был военный инженер А.Л. Шебаров. Автомобиль получился удачным и предназначался в качестве легкого армейского полугусеничного артиллерийского тягача.

В качестве базовой машины использовали первый послевоенный грузовой неполноприводный (4х2) автомобиль Горьковского автозавода ГАЗ-51, у которого были подвергнуты доработке ходовая часть и незначительно изменены грузоподъемность и скорость движения. Закрытая кабина машины была двухместной, двухдверной, со стеклоочистителем, расположенным слева, системами вентиляции и освещения. На крыше применялась кирза, что объяснялось дефицитом тонколистовой стали в первые послевоенные годы.

Грузовая платформа была деревянной с ровным полом (без надколесных ниш) грузоподъемностью 2 т, с откидным задним бортом, внутренними размерами 2940х1990х540 мм, площадью пола 5, 85 м2, погрузочной высотой 1200 мм. На поперечно расположенных сиденьях платформы могли разместиться солдаты с оружием. Платформа крепилась к раме шасси с помощью стремянок.

Полугусеничный ГАЗ-41

Машина была оснащена 6-цилиндровым рядным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения мод. ГАЗ-51 мощностью 51, 5 кВт (70 л.с.) при 2800 мин-1, позволявшим двигаться по шоссе с максимальной скоростью 46 км/ч. Двигатель относился к нижнеклапанным среднелитражным агрегатам с рабочим объемом цилиндров 3, 285 л, степенью сжатия 6, 2, наименьшим удельным расходом горючего 367 г/кВт·ч (270 г/л.с.ч) и хорошей надежностью работы. В качестве топлива применялся недорогой и недефицитный бензин А-66 с октановым числом 66. Пуск двигателя производился с помощью электрического стартера или пусковой рукоятки. Он имел сравнительно небольшую массу без оборудования – 235 кг. Уместно напомнить, что этот двигатель хорошо зарекомендовал себя во время Великой Отечественной войны в легких танках типа Т-60 и Т-70, а также в легких самоходных установках СУ-76 и СУ-76М.

Трансмиссия механического типа состояла из однодискового полуцентробежного сцепления сухого трения (сталь по фрикционным накладкам), 4-ступенчатой коробки передач с прямыми зубьями, карданной передачи с игольчатыми подшипниками, одноступенчатой главной передачи с парой конических колес со спиральными зубьями и четырьмя сателлитами и двух полуосей полностью разгруженного типа.

Похожие страницы