Двигатели Газ

перейти на звуковую версию?Вы слышали звук стартера образца 1943 года? Это музыка! Железо трется о железо. Скребет, добывая искру. И для тех отважных людей из военного времени этот звук тоже был музыкой. Причем, радостной и необыкновенной, поскольку живой аккумулятор на полуторке был редкостью неимоверной. Обычно-то руками, кривым стартером, при любой погоде. Снег ли, дождь, зной ли, ветер… Да зачастую без рукавиц…

В детстве документальный фильм о «Дороге жизни» произвел на меня неизгладимое впечатление. Длинная колонна полуторок на льду Ладожского озера. Они едут сквозь пургу и мороз, под артобстрелом, под бомбежкой, везут хлеб старикам и детям.перейти на звуковую версию? Впалые щеки, детские руки на снарядных болванках, замерзшие трупы на саночках. А машины идут и идут, и под ними трескается лед, и они проваливаются в страшную черную воду. И еще долго горят на глубине их фары… Страшно — не передать.

Черно-белая хроника настоящего, не высосанного из пальца, гражданского Подвига. Мы тогда были советские, воспитанные дети, война кончилась 25 лет назад и живы еще были ветераны, и мой отец, прошедший войну от Курской дуги до Берлина, да и две мои дальнеродственные бабки-блокадницы. И они часто вспоминали такие вещи, от которых волосы дыбом вставали. Как, каким образом они выжили? Как победили в этой страшной войне? Короче, мы знали — и продолжаем знать — о войне не понаслышке, а из первых, так сказать, уст.

перейти на звуковую версию?И для всех этих людей, что я перечислил, полуторка была неотъемлемой частью Победы. Они не говорили об этом, но знали. Оттого мне и понятен был странный тремор, с которым я впервые в жизни взялся за дверную ручку легендарного автомобиля.

Ребята, которые восстанавливали эту машину, по понятным причинам сильно переживали за нее, когда я уселся за руль. По-моему, это был Юрий Москвин и компания. А вдруг я неадекватен? Нажму на газ и понесусь крутить фигурку, а там древняя подвеска, такая же древняя рулевая, которую вот этими руками… Но я никуда не спешил и поехал медленно.

Понятно, что без небольшой исторической справки не обойтись.
Все помнят, что полуторка — это лицензионный Форд модели АА, переименованный сначала в НАЗ-АА, а потом в ГАЗ-АА. Первый серийный ГАЗ-АА сошёл с конвейера 29 января 1932 года и выпускался практически без изменений вплоть до 1948 года, а по некоторым данным на заводе в Ульяновске даже до 1956-го. В отличие от американского донора, на советском ГАЗ-АА был усилен картер сцепления, рулевой механизм, установлен воздушный фильтр. До 1934 года кабина была выполнена из дерева, а потом стала металлической с дерматиновой крышей.

Похожие страницы